Утверждено:
педагогическим советом
протокол № __от ______20 г.
Положение о классном руководителе
1. Задачи деятельности классного руководителя.
1.1. Формирование и развитие коллектива класса.
1.2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
1.3. Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.
1.4. Формирование здорового образа жизни.
1.5. Защита прав и интересов обучающихся.
1.6. Организация системной работы с обучающимися в классе.
1.7. Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.
1.8. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
1.9. Организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
2. Функции классного руководителя.
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе yстава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:
• обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
• установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
• проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
• взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
• организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
• стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
• ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
• регулирование межличностных отношений между обучающимися;
• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
• определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
• контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
• контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
3. Формы работы классного руководителя.
В соответствии со своими функциями классный руководителе выбирает формы работы с обучающимися:
• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
• групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
• определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
• учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
• обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
4. Режим работы классного руководителя.
4.1. Классный руководитель назначается директором школы.
4.2. Классный руководитель проводит по расписанию один раз в неделю классный час, не менее одного раза в четверть - классное родительское собрание.
4.3. Классный руководитель представляет администрации школы отчеты о проделанной им работе по итогам полугодия в форме собеседования, письменного отчета, или анкетирования учащихся.
4.4. Классный руководитель выполняет:
ежедневно:
- выясняет причины и принимает меры к пропускающим занятия и опаздывающим на них;
- организует питание учащихся;
- организует дежурство в классной комнате-кабинете;
- проводит индивидуальную работу с учащимися.
еженедельно:
- проверяет дневники учащихся;
- проверяет и работает с классным журналом;
- проводит по плану воспитательные мероприятия;
- координирует работу по учебе учащихся с учителями-предметниками;
- работает с родителями (иными законными представителями) учащихся (по ситуации);
- поддерживает связь с медицинским работником (по необходимости);
ежемесячно:
- посещает уроки учащихся своего клаcca;
- встречается с родительским активом класca;
- участвует в совещании по планированию работы (по графику).
каждую четверть:
- работает с классным журналом по итогам четверти;
- участвует в работе МО классных руководителей;
- анализирует выполнение плана работы за четвертъ , корректирует план,
- проводит родительское собрание.
один раз в год:
- проводит открытое мероприятие с классом;
- оформляет личные дела учащихся;
- анализирует и составляет план работы класса;
- предоставляет информацию по классу в начале учебного года;
- готовит отчет о работе за учебный год
5. Критерии оценки осуществления функций классного руководителя.
Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
• критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
• критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).